культураПятьдесят «меток», расставленных во времени.

Шумеро-аккадская  культура возникла более или менее одновременно с культурой Древнего Египта, и между этими странами существовали достаточно интенсивные контакты. На шумерском языке Египет назывался «страной Маган»: «Страна Маган обычно отождествляется либо с Аравией, либо с Египтом». 
Шумерский бог неба звался Анну (в санскрите слово анупа значит «область, богатая водой»)
«В качестве духов усопших Энлиль и Анну изображались в образах дикого осла и шакала».
Анну представляли в образе шакала. Шакал же – это один из символов (наряду с псом) египетского Анпу (Анубиса). Анну, в часности, властвует над группой второстепенных божеств – Ануннаков. Заметьте, что слово «Анну» присутствует – в шумерском языке – в имени этого бога и богов Ануннаков, а в египетском – в именах Анпу (Анубиса) и Анукис. Кроме того, в обеих странах «Анну» символизируется псом или шакалом.
В шумерском языке ан значит «небо», и соответственно  Анну является богом небес. Египетский бог Ну часто отождествлялся с Нут – «небом».
Сходство между первичными богами Шумера и Египта поражает – тем более что оно не может быть результатом заимствования. Шумеры и древние египтяне унаследовали своих богов из некоего общего – и чрезвычайно древнего – источника. Шумерский и Египетский пантеоны слишком близки между собой, чтобы можно было счесть их подобие случайным. Исходный пантеон совершенно отличался от тех пантеонов, которые сформировались в культурах семитских народов Вавилонии и Ассирии. Судя по многим текстам, имя «Ан» тесно связано с небом, а «большие шаги» обозначают движение небесных тел. Как и в Египте, шумерские «деканы» – это «астральные образы богов». Система, аналогичная древнеегипетским звездным часам. Каждый месяц состоит из трех десятидневных недель, что дает в итоге 36 созвездий, или «деканов», представлявших собой астральные образы богов. Каждый месяц разделен на три части – «недели» – и  каждой из этих «недель» соответствует созвездие или определенный участок неба.
Вряд ли можно предполагать что месяц делился на неравные промежутки времени: судя по всему, это те же самые десятидневные «недели», что и в Египте. Поскольку 3х12=36, здесь мы также имеем дело с тридцатью шестью «деканами», каждый из которых определяется некоторым созвездием. Чтобы получить реальную (или близкую к реальной) продолжительность  года – 365 дней – необходимы 5 добавочных дней – эпагомены. В Египетской традиции каждому из этих дней соответствовало одно из божеств, связанное с некоторым созвездием «небесной фигурой». Эти пять дней египтяне называли «сверхгодовыми днями». Они играли важную роль в астрономии индейцев майя.
Итак, мы видим, что астрономические представления шумеров и египтян были в своей основе тождественными.  Известны образцы египетских часов, сохранившиеся от эпох правления Сети I (1303-1290 гг. до н.э., XIX Династия) и Рамзеса IV (1158 – 1152 гг. до н.э., XX Династия). Они  изображены на стенах гробниц этих фараонов. Следовательно, возраст звездных часов – не менее 3300 лет, и они, судя по всему, имеют столь же почтенный возраст, как и вся цивилизация Египта. К началу первого тысячелетия до нашей эры  в их структуры были внесены некоторые изменения: десятидневную неделю заменила пятнадцатидневная. Позже были произведены и другие модификации, и со временем система звездных часов стала анахронизмом.

Великий бог Анну (Ан значит «небо») и его сыновья Ануннаки. Их число составляло ровно 50, и чаще всего Ануннаков  называли просто – «пятьдесят великих богов». Имена их особой роли не играли: акцент делали на количестве Ануннаков,  их величии и основной функции – быть повелителями судьбы. Эти «пятьдесят великих богов» представляют собой серьезную загадку для шумерологов. С одной стороны, остается совершенно неясным, какое место занимали Ануннаки в шумерском пантеоне. С другой – они то и дело упоминаются в клинописных текстах без каких-либо дополнительных объяснений. Для шумеров образ этих богов явно имел большое значение. Древние, вне всякого сомнения, придавали числу 50 исключительно важное значение.
 У шумеров существовало представление о тяжелой звезде (значительно позже получившей наименование Аль-Вази) и о том, что к ней имеет какое-то отношение число 50.  В шумерском тексте бог Анну называет эту звезду, среди прочего, также и Звездой Лука:
Пятьдесят великих богов на своих местах воссели.
Семь богов судьбы и великих 300 (в небесах),
Энлиль поднял Лу(к, свое ору)жие, и положил его перед ними.
Боги, отцы его, увидели сеть, сплетенную им.
И узрели они лук, искусно выгнутый,
Восхитились отцы работой его.
Подняв (лук), заговорил Анну в собрании богов,
И поцеловал он лук, (говоря) Это моя дочь!…
И перечислил он имена лука в таком порядке:
Длинное дерево – первое его имя, <…>- второе;
Третье его  имя – Звезда Лука, в небесах она сияет…
Среди богов, его братьев поместил его Анну…

«Собрание богов» постоянно употребляется по отношению к пятидесяти Анунакам.
Итак, волею бога неба Анну его дочь – Звезда Лука – сидит на «высоком троне» среди пятидесяти богов – Ануннаков.
В Египте Исиду-Сотис также рисовали сидящей в небесах на белом царском троне. И она тоже была дочерью неба. Кроме того, иероглиф с изображением трона обозначал Аст (Исиду), а с изображением трона и глаза – ее мужа Асара (Осириса).
«Семь богов судьбы». Кто они такие? Нередко их называют Ануннаками подземного мира.
Шумерологи так и не смогли объяснить всего  сплетения странностей вокруг этих безликих божеств.
Как известно, и в Шумере, и в Египте каждому из важнейших богов соответствовал свой десятидневный период, или «неделя». Умножив десять (дней) на семь (богов), получаем семьдесят. Имел ли этот промежуток времени некий особый смысл в Шумере или Египте? Да, имел! В Египте подземный мир называли Дуатом (или Туатом), и богиня Сотис, как мы знаем, пребывала в нем именно в течение семидесяти дней. Интересно, что, по представлениям Древней Мексики, в подземном мире было семь пещер. Заслуживает упоминание и тот факт, что в истории царя Этаны, жившего после Великого потопа и вознамерившегося достичь неба (чтобы вымолить у богов рождение сына-наследника), упоминается «божественная семерка». Эти семь божеств именуются Игиги – что, по всей видимости, свидетельствует о взаимозаменяемости терминов «Игиги» и «Ануннаки».
Кроме того, о «великих Ануннаках» говорится как о «творцах стран и законов». Бедняги абсолютно безлики. В их подземном мире есть семь ворот, ведущих в семь комнат (или семь пещер), следующих друг за другом. Эти боги были лишены каких-либо индивидуальных характеристик, чтобы не отвлекать внимание посвященных от их чисто «цифрового» смысла.
В ходе развития  шумерской культуры многое изменилось и в ее религии. Так, со временем центральное место в шумерском пантеоне занял бог Мардук. Сторонники Мардука полагали, что лучший способ прославить этого бога – снабдить его пятьюдесятью именами. В результате он обретал всемогущество.
«Этимологические объяснения напоминают те, которыми изобилует Библия: практически для каждого имени предлагается этимология, но скорее каббалистическая или символическая, а не лингвистическая. Впрочем, некоторые из них и в лингвистическом отношении вполне разумны».
Пятьюдесятью именами величия, великие боги
Пятьдесят имен нарекли, деянья его возгласили.

Здесь еще раз подчеркивается важность титула «Пятьдесят» и пятидесяти имен верховного бога.
Число 50 столь часто встречается  в мифологиях народов мира.
Мифы о Данаидах – пятидесяти дочерях Даная, пятидесяти сыновьях Египта, пятидесяти аргонавтах, пятидесяти дочерях Нерея, разные пятидесятиголовые и пятидесятирукие чудовища, пятидесяти дочерях Феспия, пятидесяти сыновьях Ориона, пятидесяти сыновьях Приама, пятидесяти сыновьях Лакаона, пятидесяти сыновьях Палланта, пядидесяти дочерях Эндимнона, пятидесятиголовой Гидре, пятидесяти  головах чудовищного пса Кербера, пятидесяти головах Тифона, пятидесяти коров, украденных Гермесом у Аполлона и т.д. и т.п.

Связи между Египтом и Шумером

Оставить комментарий